Правильное световое планирование современных городов является необходимым условием создания комфортной городской среды. Очень часто освещение городских объектов происходит хаотично, действия различных организаций, принимающих в этом участие не согласованы, а выбор объектов для архитектурно-художественного освещение не обоснован.
Создание единой методики подхода к планированию городского освещения и включение светового дизайна в систему градостроительного проектирования могло бы существенно повлиять на улучшение ситуации.
Смена дневного образа города на ночной может происходить по различным сценариям, каждый из которых успешно применяется в тех или иных условиях городской среды, в зависимости от цели и задачи искусственного освещения. Например, светодизайнер, проектируя освещение может постараться сохранить дневной образ объекта или даже усилить его дополнительными акцентами. В некоторых случаях художнику удается удачно трансформировать объект путем создания контробраза, а иногда, и вовсе уничтожить привычный и создать абсолютно новый образ.
Однако при проектировании городского освещения нельзя руководствоваться интересами или особенностями отдельного объекта или городской зоны. Необходимо использовать системный подход, который позволит сохранить единое городское пространство, обеспечивая безопасность и комфорт жителей.
В современном световом урбанизме существует несколько подходов, позволяющих с успехом решать задачи освещения ночного города. Каждый из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки.
Маркетинговый подход связан с изучением целевой аудитории, сегментированием ее состава и определением предпочтений в освещении. Отдельным направлением городского светодизайна является световой брендинг, который влияет на формирование положительного ночного образа города у трех главных целевых групп: жителей города, туристов и инвесторов.
Другой подход, разработанный доктором архитектуры, профессором МАРХИ Щепетковым Н.И., основан на выявлении структуры города и его функциональном зонировании с помощью всех видов городского освещения. Выделяется городской каркас, состоящий из улично-дорожной сети, системы общественных центров и природного каркаса, и ткань, состоящая из зон различного функционального использования. Эта методика уже стала определенным стандартом в световом урбанизме России, на ней основана концепция единой световой среды Москвы и ряда российских городов.
Еще один подход в световом урбанизме основан на методах архитектурно-ландшафтного анализа и изучения объемно-планировочной композиции города с учетом его исторического развития. Ландшафтный подход к формированию ночного образа города развит в работах известного светодизайнера урбаниста Роже Нарбони.
В последнее время очень перспективным в световом урбанизме становится использование ментальных карт города, основанных на теории Кевина Линча, специалиста по городскому планированию. Он предложил в образе города выделять пять элементов: пути, районы, границы, узлы и ориентиры (достопримечательности). Этот подход может быть очень полезен на стадии концепции, до детального проектирования отдельных функциональных зон и элементов города.
В освещении городских пространств важнейшим вопросом является не то, как и чем освещать, а какие объекты выбрать и какие задачи решать с помощью света. В процессе создания концепции необходимо рассматривать город как сложный объект в котором нужно выделить и подчеркнуть доминанты и акценты ночного образа, в качестве опорных точек использовать высокие здания, формирующие силуэт. Планируя освещение улиц и набережных учитывать фокусы замыкания перспектив и здания, формирующие «речной фасад» города. Здания, находящиеся в составе архитектурных ансамблей и памятники архитектуры, должны быть освещены в соответствии с их назначением и месторасположением. относительно основных доминант города и туристических достопримечательностей на основных маршрутах экскурсий.
Ментальные карты, элементы ночного образа и приемы светодизайна могут применяться на разных уровнях световой планировки: на макроуровне - город и районы, мезоуровне - объекты или микроуровне - зоны и участки объектов. В световом урбанизме необходимо применять мультидисциплинарный подход, в том числе и с использованием ментальных карт города с целью обеспечения взаимодействия между специалистами разных областей: маркетологов, урбанистов, архитекторов, ландшафтников, социологов, светотехников под творческим руководством светодизайнера. Назрела необходимость включения светового дизайна города в обязательную часть градостроительных проектов.
Особенности каждого подхода, трудности и ключевые преимущества различных приемов светового зонирования городских пространств мы подробно рассмотрим на конкретных примерах на нашем интенсивном курсе "Городское освещение".
Comments