Неотъемлемой частью транспортной системы являются аэропорты, ж/д и авто, морские и речные вокзалы, которые представляют собой архитектурные здания или группу сооружений, предназначенных для обслуживания пассажиров. Они являются важнейшими городскими центрами притяжения, где помимо непосредственно транспортных услуг предоставляются дополнительные возможности для кратковременного отдыха, проведения досуга, питания в периоды ожидания транспорта, обеспечение комфортных условий для встречи и отправления пассажиров и сопровождающих лиц.
Именно они создают у гостей и туристов первое впечатление о городе, а зачастую в целом о стране. Поэтому внешнему облику вокзалов всегда уделялось особое внимание и отводилась ключевая роль. Для создания интересного и запоминающегося вечернего образа как нельзя лучше подходит фасадное освещение, которое при грамотном подходе успешно справляется с этой задачей. Оно способно подчеркнуть достоинства архитектуры, привлечь внимание пассажиров, создать привлекательный образ и превратить здания и сооружения в яркую достопримечательность, а в особых случаях удивить и даже развлечь.
Важным начальным этапом концепции светодизайна является детальный анализ объекта. В ходе анализа определяется назначение здания, его архитектурный стиль, детали и формы фасада, материалы отделки, анализируется фоновое освещение и освещение соседних зданий – именно на основании этих факторов определяются задачи, а исходя из них выбираются приемы и параметры освещения.
Какие же актуальные задачи ставятся сегодня перед фасадным освещением комплексов дорожной инфраструктуры, каким критериям оно должно соответствовать?
- Прежде всего освещение этих объектов должно гармонично сочетаться с освещением всего города. Наличие светового мастер-плана позволяет выработать единый комплексный подход к световому проектированию значимых городских объектов. Поскольку вокзалы являются крупными общественными сооружениями общегородского значения их освещение должно быть предусмотрено в единой концепции освещения города. Отсутствие единой световой концепции приводит к нарушению целостности восприятия композиции, отсутствии эстетики общей панорамы города. В результате мы наблюдаем дисгармонию в освещении городских объектов и пространств.
В случае отсутствия единой концепции освещения города необходимо особо внимательно подойти к анализу объекта, определить главные видовые точки панорамного, ансамблевого и камерного восприятия, учесть иерархию окружающих зданий, их значимость, архитектурную ценность в общей панораме города.
- Другой важной задачей фасадного освещения является необходимость подчеркнуть архитектурную особенность и ценность объекта. Как правило, вокзалы – это интересные и даже уникальные архитектурные объекты, отражающие историю, стиль, направления и подходы к проектированию во времена его строительства.
Ярославский вокзал, Москва, Россия
По праву одним из самых красивых вокзалов столицы считают Ярославский вокзал. Он был кардинально перестроен по проекту тогда еще молодого, талантливого, но уже известного архитектора Федора Шехтеля в стиле северо-русский модерн с разнообразием форм и украшений, с северными мотивами в оформлении. Центральный ризалит здания, похожий на гигантскую въездную башню, увенчан шатром, напоминающим одновременно и деревянные дозорные башни русского Севера и кокошник праздничного наряда девушек северных губерний.
Здание Ярославского вокзала, как и другие постройки Шехтеля, рассчитано на камерное восприятие. В декорировании экстерьера вокзала принимал участие другой выдающийся представитель русского модерна Михаил Врубель. Основанная им керамическая мастерская "Абрамцево" изготовила панно и декоративный фриз из майоликовых бирюзовых плиток, выполнила богатые сюжетные композиции, украшающие фасад здания.
Поэтому, выбирая приемы и параметры освещения объекта, важно учитывать его архитектурный стиль, историческую эпоху, сохранять при этом целостное восприятие здания. Пренебрежение этими принципами ведет к зрительному диссонансу, нарушению тектоники и визуальному разрушению здания в вечернее и ночное время.
- Еще одной задачей фасадного освещения является акцентирование наиболее интересных деталей и особенностей фасада, чтобы выделить их и обратить на них внимание. Это могут быть башни, колонны, окна, карнизы, фронтоны и т.д. Решается поставленная задача путем использования акцентирующего освещения наиболее характерных архитектурных элементов здания.
Здание паромной переправы, Auckland, New Zealand
- Следующей задачей архитектурного освещения является необходимость подчеркнуть фактуру и материалы фасада, анализу которых следует уделить особое внимание. Например, использование глянцевых материалов отражает свет и создает блики на фасаде, которые могут быть некомфортны как для водителей, так и для пешеходов. Необходим внимательный подход к освещению кирпичной кладки, здесь можно рекомендовать скользящее освещение для более выразительного акцента на фактуре материала. Наилучшим решением для кирпича является освещение его янтарным светом.
Автобусная станция West Croydon, Лондон, Великобритания
- Для зданий современной архитектуры помимо вышеперечисленных, актуальной задачей является удивить и вызвать интерес, привлечь людей и сделать фасад уникальным и запоминающимся. Для этого используется динамическое, проекционное или интерактивное освещение, способное превратить даже непримечательное с точки зрения архитектуры здание, в выразительную достопримечательность, создавая незабываемую атмосферу и оставляя яркое впечатление.
Какими же приемами и видами освещения можно решить поставленные задачи?
Для зданий исторических стилей уместна будет высокая освещенность и средняя яркость фасада, которая может создаваться заливающим или скользящим освещением снизу вверх, создавая градиент освещенности, обеспечивая плавные переходы освещенности и яркости, без сильных контрастов. Отдельные элементы архитектуры выделяются локальным освещением с акцентом на фактуре отделочных материалов и декоративных деталях. Для таких зданий чаще используют оттенки белого света: теплого и нейтрального, уместно будет также использование янтарного.
Как правило, вокзалы работают круглосуточно, поэтому здесь возможно предложить сценарии освещения по времени суток и по дням недели. Это позволит наблюдать меняющийся в течении дня с помощью фасадного освещения вечерний образ здания. Подобные приемы и параметры освещения, комбинацию заливающего и акцентирующего освещения можно наблюдать в архитектурном освещении хорошо известных нам зданий трех вокзалов.
Казанский вокзал, Москва, Россия / Ленинградский вокзал, Москва, Россия
Для объектов современной архитектуры актуален такой прием освещения как рассеянное освещение интерьера через стеклянный фасад, решающий одновременно обе задачи: как освещение экстерьера, так и внутреннего пространства. Данный прием используется в архитектуре Пекинского международного аэропорта. Здание терминала, спроектированное Zaha Hadid Architects, Пекинским институтом архитектурного дизайна (BIAD) в форме феникса стало новой культовой достопримечательностью столицы Китая.
Международный аэропорт Daxing, Пекин, Китай
Акцент на конструктивных элементах для выделения каркаса конструкций с помощью заливающего освещения снизу вверх использовал другой выдающийся архитектор Сантьяго Калатрава в проекте вокзала Ориенте в Лиссабоне (Gare do Oriente), построенного к международной выставке Экспо ’98. По замыслу автора, который в своей работе всегда вдохновляется природой, данные конструкции над путями напоминают сказочный лес. Выразительное футуристическое здание Сантьяго Калатравы в стиле био-тек стало яркой достопримечательностью Лиссабона и архитектурной доминантой нового городского района начала XXI века.
Железнодорожный вокзал Gare do Oriente, Лиссабон, Португалия.
Помимо указанных приемов для фасадного освещения современных зданий широко используются также:
- фронтальное заливающее освещение больших поверхностей фасада,
- освещение фасадов приборами прямого наблюдения,
- проекционное освещение с помощью слайдовой проекции,
- световая графика
Международный аэропорт Changi, Сингапур
Использование отраженного освещения для отдельных архитектурных элементов, например входной группы, позволяет решить непростую техническую задачу по освещению узкого пространства под козырьком фасада и создает ощущение открытости и гостеприимства.
Автовокзал Osijek, Хорватия
Что касается выбора цветовой температуры, то для современных зданий помимо традиционного белого света с его теплыми и холодными оттенками активно используется цветное освещение с применением динамических систем освещения. Данная технология применена в освещении автовокзала в городе Познань.
Такой прием позволяет получить не только эффектное, художественное освещение, полностью преобразующее внешний облик здания, но и создавать отдельные комбинации освещения для различного времени года, дня, события.
Автовокзал Poznan, Польша.
В заключение хочется отметить, что сегодня у светодизайнера есть множество инструментов, а у архитекторов возможностей, чтобы превратить окружающие нас здания в интересные, запоминающиеся и вызывающие эмоции объекты, создать световую среду, изменяющую облик наших городовздания в интересные, запоминающиеся и вызывающие эмоции объекты, создать световую среду, изменяющую облик наших городов.
Автор статьи: Елена Бокова, ведущий светодизайнер студии светодизайна LiDS, призер конкурса «Российский светодизайн»,
Kommentare