top of page

Результаты поиска

Найдено 62 элемента по запросу «»

  • Культовые светильники

    Светодизайнер LiDS Studio, Анастасия Рябых, сделала подборку культовых светильников и рассказала о том, чем вдохновлялись авторы во время работы над ними. POUL HENNINGSEN ARTICHOKE 1958 Первый Artichoke был создан из меди для копенгагенского ресторана The Langelinie в 1958 году. В 2008 году в рамках выставки Light & Building во Франкфурте-на-Майне был представлен Artichoke изготовленный из стекла. А на 50-й юбилей вышла лимитированная серия из 50 светильников Artichoke, покрытых 24-каратным золотом. ARNE JACOBSEN AJ 1957 Данный светильник был разработан специально для новой 5-звёздочной гостиницы Radisson Blu Royal Hotel в Дании. Отличительной чертой AJ является его узнаваемый профиль в форме раструба, который можно наклонять и основание с отверстием в базе, куда предполагалось ставить пепельницу. ACHILLE CASTIGLIONIPIER, GIACOMO CASTIGLIONI, ARTURO EISENKEIL Эти светильники были разработаны специально для новой 5-звёздочной гостиницы Radisson Blu Royal Hotel в Дании. В 1959 году Артуро Эйзенкейл из Мерано (Италия) узнал о новой технике и начал искать возможности ее применения. В своих поисках он объединил усилия с Дино Гавиной и Чезаре Кассиной и основал компанию по производству осветительных приборов. Это сотрудничество положило начало многолетней работе в области дизайна со знаменитыми братьями Кастильоне и Тобиасом Скарпа. Первые лампы Cocoon  были названы: Viscontea, Taraxacum и Gatto от братьев Катильони. TACCIA 1962 Концепция светильника была придумана в 1958 году, но первый прототип появился только год спустя. Согласно архивным материалам, предоставленными фондом Акилле Кастильони (Fondazione Achille Castiglioni) братья вели разработку первого прототипа в 1958 году с характерным отражателем из про- зрачного пластика, а не из стекла. Сам Кастильони вспоминал: «Я должен признать — и я даже хотел бы подчеркнуть это — светильник первоначально был сконструирован с большими недочетами. Компании Flos на тот момент еще не су- ществовало, и мы разработали этот объект с использованием прозрачных пластиковых материалов. Но когда мы впервые стали тестировать светильник, то заметили, как пластмасса стала плоской из-за тепла. «Он считается Мерседесом среди светильников, символом успеха, возможно, потому, что его основание похоже на колонну. Мы, конечно, не думали о престиже, когда проектировали его, мы просто хотели создать охлаждающую поверхность, которая рассеивала бы тепло». INGO MAURER ZETTEL’Z 5 1997 31 распечатанный и 49 чистых листов бумаги. Пустые листы бумаги, прилагаемые к светильнику, сделаные из очень тонкой и полупрозрачной японской бумаги,  предназначены для ваших собственных сообщений или зарисовок. GOLDEN RIBBON 1994 Инго Маурер создал первую «Золотую ленту» в 1994 году для Центра исполнительских искусств в Тель-Авиве. LIGHT STRUCTURE 1970/2013 В 1970-ом он придумал подвесной светильник Light Structure. Это изделие из акрила, плексигласа и алюминия. Шесть светящихся трубок составляют объемную геометрическую структуру и удерживаются в этом положениис помощью тросиков (они же электрические провода). Светильник создавался в те времена, когда доступными источниками света были люминесцентные лампы. RAFFAELE CELENTANO CAMPARI LIGHT 2002 Десять оригинальных бутылок газировки Campari, которые можно снять по отдельности. Материалы изготовления: пластик, металл. Свободно регулируемая высота с помощью корончатой пробки Campari. GEORGE CARWARDINE ANGLEPOISE 1933 Лампа на шарнирной ножке особого типа. У большинства таких ламп, чтобы зафиксировать наклон ножки, нужно стянуть шарниры винтами, а лампу «Anglepoise» фиксировать не надо: какое положение она примет, в том и останется. Колена ее ножки скреплены пружинами, благодаря которым конструкция всегда остается сбалансированной. VERNER PANTON FLOWERPOT 1968 Покорение космоса, вера в мир и любовь, гармония — все отразилось в сферической форме светильника. LE CORBUSIER LAMPE DE MARSEILLE 1949 De Marseille представляет собой регулируемый настенный светильник с двумя шарнирами на кронштейне и вращающимся настенным креплением. Также выпускается мини-версия с уменьшенными габаритами. Переизданием наследия Ле Корбюзье в середине 1990-х занялся миланский бренд NEMO Lightning. MARIANO FORTUNY FORTUNY 1907 Идея скрестить треногу от фотоаппарата с вращающимся шелковым абажуром.В тот период Мариано работал над созданием непрямого сценического света, и неудивительно, что лампа на трех ногах, больше похожая на оборудование для фото студий, стала итогом его поисков. Светильник назвали в честь изобретателя — Fortuny. Автор статьи: Анастасия Рябых, светодизайнер LiDS Lighting Design Studio

  • Заметка по итогам конференции МКО в Стамбуле.

    4-5 мая 2023 года в Стамбуле прошла профессиональная конференция МКО по вопросам городского освещения и разработки светового мастер-плана. В мероприятии кроме специалистов из Турции приняли участие члены МКО из Китая, Чехии, Словакии, Португалии и других стран Европы, включая Беларусь и Россию. Ключевой темой конференции стало обсуждение документа CIE 234:2019, представляющего собой руководство по разработке светового мастер-плана города. Также были представлены примеры применения данных рекомендаций при разработке вечернего облика Стамбула, Праги и Братиславы. Приглашенные спикеры поделились своим опытом и примерами городского освещения со всего мира – от Португалии до Китая. Спикеры и гости конференции приняли участие в экскурсии по лабораториям технического университета, а также дневной и вечерней экскурсии по Стамбулу, после которых архитекторами и светодизайнерами были представлены концепции освещения ключевых достопримечательностей города, среди которых самые узнаваемые мечети города, Галатская башня и Босфорский мост. В завершении конференции состоялся круглый стол, на котором обсуждались вопросы и проблемы существующего этапа развития городского освещения. Обмен мнениями и контактами позволил сформировать план для дальнейшего сотрудничества специалистов со всего мира с целью улучшения вечернего облика современных городов. По итогам конференции Сергей Сизый сформулировал ответы на некоторые вопросы, связанные с освещением городов: Почему важно освещать тему разработки светового мастер-плана города? Современные люди ведут преимущественно вечерний образ жизни, поэтому ночной облик города и освещение играют важную роль в создании комфортной, безопасной и интересной среды для активного и пассивного времени препровождения. Несмотря на то, что технологии шагнули вперед, с точки зрения единого восприятия городского освещения за многие годы мало что изменилось. Можно даже сказать, что ситуация в какой-то мере наоборот ухудшилась, так как из-за отсутствия четких ориентиров и понимания того, каким должно быть гармоничное вечернее освещение, появляется световой хаос, нарушается эстетика, не всегда соблюдаются нормы безопасности и визуальной эргономики. Эстетические аспекты освещения часто остаются без внимания. Наличие светового мастер-плана, в свою очередь, поможет создать единое представление о вечернем облике города, на которое смогут ориентироваться светодизайнеры во время создания проектов освещения. Световой мастер-план для г. Юрьевец Как освещение может повлиять на городское планирование? Городской мастер-план существует очень давно и уже достиг определенного совершенства, поэтому большинство современных городов имеют интересную и эффективную планировку. Световой мастер-план еще не так популярен, но при этом он играет не менее важную роль в развитии города и отвечает за целостное восприятие пространства в вечернее и ночное время суток. Так как освещение оказывает большое влияние на городское пространство и его взаимодействие с пользователями, важно понимать, что оно может как преобразить город, сделать его более комфортным и привлекательным для жителей, туристов и инвесторов, так и, в случае создания плохого освещения, повлиять на ощущение безопасности и эстетическое восприятие. Наличие единого светового мастер-плана не только поможет создать целостный вечерний облик города, но и сформировать понятные правила для создания новых проектов освещения. Каким должен быть световой мастер-план? Световой мастер-план — это документ, объединяющий все виды городского освещения для того, чтобы создать единый подход, способный удовлетворить как утилитарные, так и эстетические потребности пользователей. В связи с этим мастер-план должен быть: Понятным Реализуемым Гибким Прогрессивным Экономически обоснован Какие выделяются стадии создания светового мастер-плана? Это многостадийный процесс. Стадии составления мастер-плана освещения города: Аудит и предпроектный анализ, в ходе которого изучается текущее освещение и предпроектные условия Стратегическая стадия, на которой прописываются ключевые идеи и предложения модернизации городского освещения Световой мастер-план как визуальное отображение идей для утилитарного и декоративного освещения на генплане города Разработка вечернего облика городских панорам и ракурсов с ключевых видовых точек Создание дизайн кода, включающего в себя перечень рекомендуемых видов освещения и осветительного оборудования Стратегия реализации, поясняющая как будет воплощаться концепция освещения и представляющая приоритизацию объектов Световая панорама г.Ковдор Насколько мастер-план должен быть гибким? Во время создания светового мастер-плана, важно помнить, что город — это живой организм, который постоянно растет и развивается, ведь изменяются не только технологии, но и потребности пользователей. Именно поэтому решения по освещению должны быть гибкими, чтобы их можно было доработать или изменить в соответствии с новыми целями и задачами. Таким образом для того, чтобы мастер-план действительно работал и использовался во время создания городского освещения, его необходимо актуализировать примерно каждые пять лет. Почему современный мастер-план должен включать в себя антикризисный план? События последних нескольких лет показали, что даже в наше время нельзя быть полностью уверенным в своей безопасности в связи с неожиданным возникновением экономических, политических и природных кризисов, которые так или иначе могут повлиять на доступ к электроэнергии. На случай подобных экстремальных ситуаций мастер-план должен иметь заранее созданную иерархию городского освещения и понятные инструкции по ее использованию. Каким образом световой мастер-план может способствовать более эффективному потреблению электроэнергии и сокращению негативного влияния на окружающую среду? Создание светового мастер-плана тесно связано с переходом на новые светодиодные системы освещения, который влечет за собой значительное сокращение потребления электроэнергии. Помимо модернизации оборудования, при разработке мастер-плана создаются темные зоны города, а также зоны с пониженной освещенностью и равномерностью освещения. В результате от выбранных подходов и параметров освещения будет зависеть количество оборудования и его мощность, которые также влияют на расход электроэнергии. Что касается вопросов экологии, каждый световой мастер-план должен учитывать текущий объем светового загрязнения и предлагать рекомендации по его снижению. На какие документы и примеры можно опираться при создании светового мастер-плана? Во время создания святого мастер-плана можно опираться на следующие документы и ресурсы: CIE 234:2019 Международные и региональные нормы Методические рекомендации от экспертов и профильных компаний Опыт городов с действующим мастер-планом Световой мастер-план г. полярные Зори Какие выделяются стадии внедрения светового мастер плана? Стадии внедрения мастер-плана: Согласование На данной стадии мастер-план приобретает статус официального документа Популяризация Представление документа архитекторам и светодизайнерам Пилотные проекты Реализация мастер-плана через пилотные проекты подтверждает, что концепция работает Сбор обратной связи Позволяет оценить результаты реализации и при необходимости внести корректировки Поэтапная реализация светового мастер-плана Какие сложности могут возникнут во время разработки или внедрения светового мастер-плана? Сложности, которые могут, возникнуть на этапе разработки светового мастер-плана: Сбор полной и достоверной информации для анализа и аудита Поддержка со стороны города, необходимая для оперативного сбора информации и аудита, так как полученные данные устаревают в течение пары лет Вовлечение в проектирование группы профессиональных архитекторов, урбанистов, и ландшафтных дизайнеров, под кураторством светодизайнеров Основной сложностью внедрения светового мастер-плана является контроль за его правильным выполнением. Так как световой мастер-план является важным документом, определяющим вечерний облик города, необходимо создать определенные органы для надзора за его соблюдением и использованием в концепциях городского освещения, выборе оборудования и монтажа. Ключевые выводы: Тема создания светового мастер-плана является важной, актуальной и обсуждаемой на всех континентах. Специалисты из разных стран пытаются совместными усилиями сформулировать единый подход по формированию и внедрению светового мастер-плана, делятся накопленным опытом и стараются найти решение возникающих проблем. Однако в современных документах, есть слабые места, как например рекомендации для оценки контраста яркости, которые на данный момент остаются без должного внимания. По итогам конференции можно сказать, что световой мастер-план только набирает свою популярность и ближайшее время нас ждет много открытий, исследований и предложений, связанных с этой темой. Автор заметки: Сергей Сизый - светодизайнер, профессиональный член IALD, член МКО

  • Освещение учебных заведений. Советы LiDS

    Освещение в учебных заведениях влияет на продуктивность образовательного процесса, собранность и внимательность детей и подростков. Мы составили список рекомендаций для создания правильное освещение, которое поможет сохранить зрение, снизить усталость и повысить зрительную эффективность. - Откажитесь от использования приборов прожекторного типа для создания общего освещения, таким образом вы сможете снизить нагрузку на зрение - Используйте отраженный свет, который повышает равномерность и снижает нагрузку на глаза за счет лучшего показателя UGR и отсутствия бликов - Обращайте внимание на материалы отделки, так как при использовании отраженного света важно обеспечить отражение от диффузной матовой поверхности и исключить попадание света на металлические поверхности - Учитывайте свойства отражающих поверхностей, которые невозможно изменить, и принимайте меры по снижению дискомфортно отраженной блескости освещения Для того, чтобы углубиться в данную тему приглашаем вас прослушать вебинар курса «Освещение общественных интерьеров».

  • Освещение холлов и атриумов БЦ

    Холлы и атриумы бизнес центров обладают активной атмосферой, поэтому освещение подобных пространств помимо выполнения своих прямых функций (делать пространство светлее и комфортнее для работы, помогать ориентироваться) должно создавать необходимое деловое настроение, подчеркивать имидж бизнес центра и возможные направления деятельности компаний, которые находятся в его стенах. Основные рекомендации по освещению холлов и атриумов БЦ от LiDS: Постарайтесь увеличить доступ естественного света Используйте системы отраженного света Создайте дополнительное световое зонирование пространства Используйте местное освещение на стойке и в зоне отдыха Сделайте акцент на логотипе Создайте акцент на архитектурных элементах и фактуре отделочных материалов (скользящее освещение снизу вверх) Используйте декоративное освещение Для того, чтобы углубиться в даную тему предлагаем прослушать вебинар «Освещение офисов и бизнес центров», онлайн- курс "Освещение общественных интерьеров".

  • Итоги выездного интесива по светодизайну в Стамбуле

    Мы вернулись из поездки в Стамбул, в ходе которой разбирали освещение его знаковых сооружений и пространств. Стамбул - город контрастов, в чем мы убедились не только с точки зрения культуры, но и познакомившись с городом в вечернее и ночное время. В данной публикации мы поделимся своими впечатлениями от выездного интенсива и расскажем о пространствах, которые непременно стоит посетить! АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ СТАМБУЛА Основанный в конце ХIХ века, музей содержит внушительную коллекцию экспонатов различных эпох и культур. При посещении музея обратите внимание на: - Освещение скульптур Правильно нацеленные прожекторы выгодно выделяют скульптуры на темном фоне стен, подчеркивая мельчайшие детали и позволяя по достоинству оценить работу скульпторов. - Освещение витрин с экспонатами Простое и интересное решение - светильники спрятаны за темной полоской в верхней части бокса. Когда человек стоит перед витриной, светильники не создают визуального шума, поэтому можно полностью сфокусироваться на предметах экспозиции. - Использование мультимедиа В некоторых залах благодаря интерактиву посетители могут погрузиться в атмосферу времени и как-бы стать частью определенной эпохи. Погрузиться в тему освещения музеев можно на онлайн-курсе «Освещение музеев и выставок». ЦИСТЕРНА БАЗИЛИКА И ЦИСТЕРНА ФЕОДОСИЯ Цистерны - хорошо сохранившиеся древние подземные водохранилища Константинополя, имеющее некоторое сходство с дворцовым комплексом. Они расположены в историческом центре Стамбула и каждый день привлекают сотни посетителей. Интересный факт, что после появления в таких фильмах как «Из России с любовью» и «Инферно» Цистерна Базилика стала невероятно популярной, поэтому к ней всегда выстраивается длинная очередь, в то время как Цистерна Феодосия, не смотря на проводимые в ней световые шоу, привлекает меньше посетителей. При посещении цистерн обратите внимание на: - Сценарии освещения, которые можно наблюдать в Цистерне Базилике. Цветное освещение не только подчеркивает архитектуру колон, но и создает определенную атмосферу и настроение. - Освещение арт-объектов В Цистерне Базилике помимо колонн, взятых из античных храмов, можно наблюдать скульптуры и инсталляции современных художников. - Световое шоу Цистерна Феодосия приглашает вас погрузиться в историю древнего Константинополя и современного Стамбула. Большое количество проекторов освещают пространство, позволяя зрителям стать свидетелями ушедших эпох. Погрузиться в тему световых инсталляций и современных подходов освещения можно, посмотрев вебинар «Светодизайн в современном искусстве», который входит в состав онлайн-курса "Освещение общественных интерьеров". ДНЕВНАЯ И ВЕЧЕРНЯЯ ПАНОРАМА ГОРОДА Стамбул прекрасен не только днем во время прогулок по извилистым улочкам и восхищения древней архитектурой, но и в вечернее время, когда пространство преображается благодаря освещению. При создании городского освещения, светодизайнеры стараются придерживаться разработанного мастерплана, поэтому на примере Стамбула можно понять на сколько это сложная, но все-таки важная тема, которая может как преобразить пространство, так и создать визуальный хаос и дискомфорт. Откуда открывается самый красивый вид: - Галатская башня Расположенная в европейской части города, башня является символом Стамбула. Благодаря открытой смотровой площадке, расположенной вокруг башни, вы можете увидеть весь город и по достоинству оценить его вечерний облик. - Видовые рестораны Отличный вариант для того, чтобы встретить закат и увидеть постепенное изменение городского облика. - Мосты Дневная или вечерняя прогулка позволит вам насладиться вечерними видами европейской и азиатской частей Стамбула. - Прогулка на пароме Позволит насладиться речной панорамой города и изучить использованные методы и приемы освещения. Для того, чтобы по достоинству оценить панораму города, предлагаем начать наблюдение перед заходом солнца, чтобы стать свидетелями постепенного перехода города в его вечерний облик. Погрузиться в тему освещения города можно, посмотрев онлайн-курс «Городское освещение» . ОСВЕЩЕНИЕ РИТЕЙЛА Торговые центры Стамбула - отличная площадка для разбора примеров освещения в ритейле: начиная от бутиков люксовых брендов, заканчивая масс-маркетом и продуктовыми магазинами. При посещении торговых центров обратите внимание на: - Тренды в освещении Обойдя несколько магазинов одного сегмента, можно четко проследить стили и приемы освещения, которые сейчас находятся в тренде. По нашим наблюдениям, во многих магазинах масс-маркета используется световой минимализм, в спортивных магазинах - медиафасады, а премиум бренды зачастую оформляют витрину как своеобразный «фасад», при этом используя простые, но интересные и эффектные решения. - Разницу в подходах освещениях Одним из отличий, которое попалось нам на глаза, стало освещение в продуктовом магазине, где в мясном отделе использовался красный цвет, позволяющий продуктам выглядеть свежими и более привлекательными. Во многих странах данный прием запрещен, так как он может вводить покупателей в заблуждение. Погрузиться в эту тему освещения можно, посмотрев вебинар «Освещение торговых центров и магазинов», который входит в состав онлайн-курса "Освещение общественных интерьеров".

  • Свет и форма

    Свет определяет форму, так как для трехмерного восприятия объекта ключевое значение играют характеристики освещения, в частности светораспределение и направление света на объект. Рассеянный свет Самый равномерный способ освещения, при котором контрасты освещенности практически отсутствуют, что приводит к более мягкому восприятию формы и снижает возможность различия объекта и фона Направленный свет Самый неравномерный способ освещения, при котором контрасты освещенности максимальны. При этом, за счет резкой светотеневой границы между освещенной и затемненной частью объектов, их форма может быть искажена, а смысл изменен. Это может снизить узнаваемость образа. Комбинированное освещение Обязательно сочетает в себе 2 вида или более видов освещения. Направленное акцентирующее освещение, выделяет наиболее важные объекты и их отдельные стороны или элементы, а фоновый рассеянный или отраженный свет сглаживает контрасты. Это создает лучшие условия для различия между объектом и фоном, при это сохраняет его узнаваемость. Для того, чтобы углубиться в даную тему предлагаем прослушать вебинар «Эмоциональная композиция» ( онлайн-курс «Эмоциональный дизайн»).

  • Освещение кинотеатров

    Кинотеатры – это места абсолютно лишенные естественного света, поэтому нахождение человека в зрительном зале возможно только благодаря искусственному освещению. Несмотря на то, что во время сеанса зрителям достаточно света отраженного от экрана, в каждом кинотеатре должно быть ориентирующее освещение (ступени, ряды, сиденья и выходы). Основные рекомендации LiDS: Скрывайте источники света и снижайте слепящий эффект (не только в направлении экрана) Создайте освещение контура ступеней Используйте вертикальное освещение стен Делайте акценты на архитектурных элементах Используйте флуоресцентные краски Используйте технологию диммирования для плавного выключения и включения света Данные виды освещения не должны работать одновременно, они используются отдельно, каждый в своем сценарии. Подробнее об этом рассказывается на вебинаре «Освещение культурно-массовых и развлекательных учреждений», курс «Освещение общественных интерьеров» .

  • Факторы, влияющие на на выбор концепции архитектурного освещения

    Акрополь в Афинах (Светодизайн: Eleftheria Deko & Associates Фото: Gavriil Papadiotis, Stelios Tzetzias) Исторический контекст Важное значение имеет время постройки объекта и то, к какой исторической эпохе относится его архитектурный стиль, поэтому во время выбора концепции стоит учитывать не только распространенные подходы к освещению, но и особенности времени. БЦ Dominion Tower ( Светодизайн: LiDS Lighting Design Studio) Архитектоника Важно следовать архитектонике, а не противоречить ей, так как художественное выражение работы архитектурных конструкций определяет композиционную целостность и формирует «характер» здания. Humen Transit Oriented Development Exhibition Center (Светодизайн: Brandston Partnership Inc. Фото: Fei Yan) Архитектурные элементы Обращайте внимание на отличительные элементы, которые подчеркивают принадлежность к определенному стилю и выделяйте их. BIO4, Amagerværket (Светодизайн: Speirs Major, Фото: Allan Toft) Материалы Материалы отделки определяют важные композиционные факторы: цвет, фактуру и взаимодействие со светом (отражение, пропускание, преломление и рассеяние). Используйте свет для того, чтобы подчеркнуть отличительные свойства этих материалов. Углубиться в эту тему можно на курсе «Фасадное освещение»

  • Манифест эмоционального дизайна

    Этот манифест посвящен эмоциональному дизайну, как новой философии и новому подходу в создании пространственной среды, неоднократно проверенному на практике и доказавшему свою эффективность в качестве способа достижения целей дизайна. Человек – не робот, не компьютер и не конвейер. Человек существо природное, чувственное и эмоциональное! Современному человеку недостаточно, чтобы окружающая среда просто удовлетворяла его функциональные потребности: читать или писать, работать или отдыхать, пере- двигаться или выполнять другие привычные действия. Человек нуждается в чем-то большем: мы хотим чувствовать, общаться, самовыражаться. Дизайнеры, работающие над созданием всего, что нас окружает, непременно должны об этом помнить. Цели и задачи дизайна Переосмысленная цель дизайна – создание окружающей среды, формирующей определенное эмоциональное восприятие ее пользователей. Наряду с привычными функциональными задачами дизайнеру следует определить подходящую для проектируемого пространства «эмоциональную окраску», так сказать – его душу. При этом стоит помнить, что эмоции, которые формирует пространство, неотделимы от функций, которые оно выполняет, и еще необходимо учитывать особенности пользователей, среды, места и времени (см. рис. 1). Рис. 1 - Пример пространства, формирующего определенные ассоциации Роль Света Наше эмоциональное восприятие напрямую зависит от визуального восприятия пространства, которое невозможно без света. Следовательно, освещение – важнейшая составляющая формирования нашего восприятия: как визуального, так и эмоционального. Свет – это, пожалуй, самое таинственное природное явление. С одной стороны, он позволяет нам видеть окружающий мир, а с другой, сам остается невидимым. Вместе с тем, свет выявляет и позволяет видеть границы между разными оптическими средами и неоднородности оптической среды. Видимы и сами источники, генерирующие излучение. Освещение – это результат взаимодействия света с предметной средой, воспринимаемый человеком (не только его зрением). Чем глубже дизайнер понимает взаимные связи, действия и влияния внутри системы «человек – свет – среда», а также особенности и свойства каждой составляющей этой системы, тем более управляемым и осознанным будет конечный результат. Выходит, если исключить возможность изменения восприятия путем прямого вмешательства в организм человека, то остаются лишь два «легальных» метода – изменить окружающую предметную среду или изменить освещение. Исходя из задач эмоционального дизайна – изменять восприятие окружающей среды во времени и в зависимости от потребностей пользователей, способ реализации должен быть очевидным, легким и мгновенным, позволяющим изменять восприятие одного и того же пространства многократно и практически мгновенно. Вы скажете, что это невозможно? Обычными способами – да! Не станете же вы перекрашивать стены три раза в день, переставлять мебель или менять ее обшивку? Как же тогда? Ответ прост – с помощью освещения! И действительно, освещение – единственный инструмент, идеально отвечающий задачам эмоционального дизайна. Оно способно формировать сильные устойчивые эмоции и менять их за секунды, не требуя никаких усилий, кроме того как переключать сценарии. Освещение – универсальный интрумент эмоционального дизайна! Анализ Любое действие требует предварительного анализа. Часто мы делаем его, даже не задумываясь об этом, автоматически, по привычке. По сути, анализ дает нам набор минимальной информации, необходимой для принятия верного решения. В дизайне это этап, который предшествует разработке любой концепции, и, если он проведен правильно, добросовестно и достаточно глубоко, то у дизайнера остается, как правило, единственный вариант выбора. Прежде всего, в задачах дизайна мы рассматриваем освещение в контексте воздействия на человека. Поэтому первое, что подвергается анализу – это будущие пользователи создаваемого пространства. Во-вторых, освещение не имеет смысла само по себе и всегда должно рассматриваться в контексте окружающего предметного мира, поэтому необходимо проанализировать объекты освещения и их месторасположение. В-третьих, потребности пользователей меняются со временем, а значит, временные факторы, безусловно, должны быть проанализированы. Итогом анализа является ответ на вопрос: зачем мы создаем освещение? В контексте эмоционального дизайна необходимо определить желаемое эмоциональное восприятие окружающего пространства. Идея Эмоционального дизайна Идея, которая лежит в основе эмоционального дизайна, вытекает из самой его цели (см. рис. 3). Чтобы создать пространство, которое будет вызывать у нас заранее определенные эмоции, необходимо найти что-то, что уже вызывает у будущих пользователей именно такие эмоции и ассоциации или создает подобное настроение. Важно понимать, что речь идет именно об ощущениях пользователей, а не дизайнера или заказчика. Заказчик не всегда будет отражать мнение большинства среди пользователей, а дизайнер может и вовсе никогда не оказаться на стороне пользователя. Многие дизайнеры часто забывают это простое правило, создавая пространство по своим ощущениям, которые могут не иметь ничего общего с ощущениями будущих пользователей. Это противоречит самой идее эмоционального дизайна. Эмоциональный образ – вот то недостающее звено, которое делает результаты работы близкими заказчику, а не самому дизайнеру. Рис. 3 - Световая композиция, отображающая идею эмоционального дизайна Выбор образа Это – та самая стадия, следующая за анализом, с которой, по сути, и начинается разработка концепции. Поняв, что способно вызвать у пользователей необходимые эмоции, стоит найти подходящий образ, который сможет однозначно их зафиксировать. Чаще всего такой образ оказывается визуальным, потому что подавляющее большинство информации об окружающем мире мы получаем из того, что видим. Материальность визуальных образов создает для них серьезное преимущество (например, по сравнению с музыкой) при создании концепции. Это возможность постоянного наглядного сравнения с «оригиналом», вызывающим необходимые эмоции. Другой вопрос – из какой области будет выбран этот самый образ. Наиболее удачными оказываются природные образы, которые не только близки самой человеческой природе, но и чаще всего вызывают у различных пользователей схожие эмоции и ассоциации. В этом случае дизайнер может выбрать образ на свое усмотрение и быть уверенным в том, что он будет вызывать аналогичные ощущения у пользователей. Если мы выбираем образы из культуры – вероятность совпадения ощущений гораздо ниже, хотя, по-прежнему, остается весьма высокой, потому что культура – это то, что тоже нас объединяет. Если же дизайнер оперирует какими- то персональными ассоциациями, то вероятность «попадания» стремится к нулю. В итоге образ должен быть максимально простым, ярко-выраженным и однозначным (см. рис. 4). Рис. 4 - Пример реализациис ветового сценария на основе образа камина Формализация образа и выбор характеристик световой среды Чтобы перенести желаемое настроение в проект, для светодизайнера важно найти связь между результатом в виде необходимого эмоционального отклика и средствами его достижения – подходящими характеристиками световой среды. Поэтому следом за выбором образа идет его изучение и последующая формализация. Смысл формализации в определении импульсов воздействия на наше восприятие, за счет чего мы воспринимаем этот образ так, а не иначе. Здесь описываются как общие импульсы воздействия: преобладающая цветовая гамма, формы и геометрия, отношение между доминантой и фоном, так и непосредственно характеристики световой среды выбранного образа. Таких характеристик может оказаться слишком много, но основными из них будут количественные показатели (освещенность и яркость), качественные показатели (цветовая температура и индекс цветопередачи излучения или его цвет), направление светового потока и характер светораспределения, равномерность освещения и место его локализации, длительность и частота воздействия света. Большая часть этих показателей может быть напрямую перенесена в концепцию создания световой среды будущего объекта, остальные претерпят какие-то изменения или и вовсе будут отвергнуты. Добавляя параметры в концепцию, следует придавать им некую иерархию важности. Например, для одного случая ключевыми могут оказаться качественные показатели освещения, тогда как количественные отойдут на второй план. Это делается для того, чтобы при реализации задуманного было понятно, на что обращать внимание, а чем можно пренебречь, если возникнет необходимость выбора. Описанные в итоге световые характеристики образуют сцены освещения для отдельных визуальных пространств. Учитывая временной фактор, каждая сцена освещения, в зависимости от определенных ранее задач, приобретает два или более световых сценария. Пример выбора световых эффектов для передачи эмоционального образа представлен на рисунке 5. Рис. 5 - Пример выбора световых эффектов для передачи эмоционального образа Выбор видов освещения и средств реализации концепции Выбор видов освещения – это промежуточный этап на пути от идеи к ее реализации. Подходящие способы и приемы освещения выбираются исходя из задачи создания световой среды с определенными концепцией характеристиками. Определившись с тем, какой должна быть световая среда, и как она будет меняться во времени, нужно выбрать средства реализации задуманного: осветительные приборы, источники света и системы управления освещением. Важно также помнить, что в реализации концепции, помимо световой среды, участвует пространственная среда. Поэтому на данном этапе допустимо внести в нее коррективы, изменив объекты, материалы или цвета отделки, чтобы результат максимально отвечал целям концепции. После выбора видов освещения и оборудования для их реализации, может оказаться, что их слишком много. Это снижает универсальность и надежность, повышая сложность осветительной установки. Чтобы этого избежать, используют оптимизацию. В основе оптимизации лежит понимание, что одного и того же воздействия или эффекта можно добиться разными способами. Так, можно использовать один вид освещения или одну единицу оборудования для различных задач концепции – в разных сценах и сценариях (см. рис. 6). Рис. 6 - Пример светового сценария Подводя итог Теория эмоционального дизайна позволяет выстроить концепцию окружающей среды, которая будет не только выполнять необходимые функции, но и учитывать особенности восприятия ее пользователей, близкие им эмоции и создавать под- ходящее по контексту настроение, которое легко изменить за счет возможностей освещения. И неважно, о каком освещении идет речь: естественном или искусственном, уличном или интерьерном, домашнем или офисном – везде, где присутствует человек, необходим свет и он должен выбираться с учетом нашего восприятия, потребностей, особенностей и желаний. А, значит, идеи эмоционального дизайна найдут свое применение в самых разных областях дизайна, архитектуры и городского планирования. Автор: Сергей Сизый - светодизайнер, член МКО и IALD, основатель и руководитель школы и студии светодизайна LiDS. Статья подготовлена для журнала "Современная светотехника"

  • Мировые светодизайнеры. Ричард Келли

    Ричард Келли (Richard Kelly, 1910-1977), американский архитектор и светодизайнер, который по праву считается родоначальником "световой архитектуры" и профессионального светодизайна. Ричард Келли окончил факультет архитектуры Йельского университета изящных искусств (Yale University's School of the Fine Arts), Нью-Хейвен, штат Коннектикут в 1944 году и начинал свою профессиональную деятельность, как самостоятельный художник по свету. На следующие 3 десятилетия судьба связала его сотрудничеством с выдающимися архитекторами своего времени, такими как: Ludwig Mies van der Rohe, Louis I. Kahn, Philip Johnson и многие другие, чьи совместные работы с Ричардом Келли на долго определили ночной облик многих городов. Его карьера началась в удачный момент. С увеличением прозрачности фасадов, внутренне освещение стало играть все большую роль в ночном облике зданий, придавая им пространственную глубину и оживляя холодный железобетон. Многие из внедренных тогда технологий архитектурного освещения применяются мастерами света и по сей день. Ричард Келли сыграл важную роль в разработке тех постулатов освещения, которые являются азбукой при создании ночного облика частных и общественных зданий и всего окружающего пространства, благодаря чему наши города перестали "спать" по ночам! Его можно считать настоящим пионером в дизайне освещения. Он позаимствовал существующие идеи из психологии восприятия и театрального освещения, объединив их в единую концепцию. Ричард оторвался от жестких ограничений, навязанным использованием равномерного освещения как центральной фигуры в формировании световой среды, и предложил в качестве главного критерия оценки освещения ставить прежде всего вопрос не о его количестве, а о качествах, подчеркивающих его индивидуальность. Виды освещения, выделенные Келии, были разработаны в соответствии с их функциональным назначением, которое, в свою очередь, направленно на восприятие наблюдателем. В 1950-х годах Ричард Келли выделил три основные функции света: свет чтобы видеть (общее освещение), свет чтобы увидеть (акцентное освещение), свет чтобы смотреть (декоративное освещение). В качественном светодизайне, общее освещение - не конечная цель, а лишь инструмент для ориентации в пространстве и фон для более широких возможностей света. Акцентное освещение выходит за эти рамки. Оно подчеркивает особенности окружающего пространства и создает некую иерархию восприятия. С помощью акцентного освещения легко выделить важные моменты и оставить "в тени" не столь значимое, растворяя его в фоне общего освещения. Подсветка может быть использована как основной подход при конструировании архитектурного пространства с помощью света. Декоративное освещение можно сравнить с игрой бриллиантов на солнце - оно радует глаз, на него просто хочется смотреть. Не важно, будут это световые узоры, динамическое освещение или что-то иное, главное что их объединяет одна задача - окунуть наблюдателя в магию света. Главный творческий принцип Ричарда Келли - это умелое балансирование между этими тремя видами освещения в одном архитектурном пространстве и грамотное сочетание их достоинств в одной концепции, где ничего не присутствует случайно. Хорошо продуманная концепция освещения, является результатом анализа окружающего пространства, правильной постановки задач и грамотного выбора инструментов ее реализации. Светильники - это всего лишь язык светодизайнера, а составить из них поэму, и есть искусство светового дизайна! Ричард Келли, как художник по свету, приложил руку к более чем трем сотням проектов по всему миру, большинство из которых находятся в США, в том числе: - "Glass House", в Нью-Ханаан, штат Коннектикут (архитектор Philip Johnson, 1948-1949) - Небоскреб "Seagram" в Нью-Йорке (архитекторы Mies van der Rohe, Philip Johnson, 1965) - Художественный музей "Kimbell", Форт-Уорт, штат Техас (архитектор Louis I. Kahn, 1972) - Небоскребы "Lake Shore Drive Apartments" в Чикаго - Ресторан "Philip Johnson's Four Seasons" в Нью-Йорке - Театр "New York State Theater", в Нью-Йорке - Аэропорт "Eero Saarinen's Dulles", штат Виргиния В 2007 году в Королевском институте британских архитекторов (RIBA – Royal Institute of British Architects) состоялось открытие выставки ретроспективных проектов Ричарда Келли. Участники конгресса и гости смогли подробно познакомиться с философским кредо Ричарда Келли и его пророческим видением важной роли естественного и искусственного света в архитектуре интерьера и экстерьера, а также с его идеологией в области дизайна светильников. Целый ряд светодизайнеров и архитекторов в многочисленных докладах и демонстрациях показали на примере своих проектов, как они восприняли и претворили в жизнь творческую философию и прогрессивные идеи великого мастера света. В 2010 году, к столетию со дня рождения Ричарда Келли, в Йельской школе архитектуры открылась выставка "Структура света Ричарда Келли". Куратор выставки Дитрих Нейман (Dietrich Neumann), отметил, что организованная выставка представляет работы одного из самых известных дизайнеров архитектурного освещения. Автор: Сергей Сизый для информационного портала LightOnline.ru Источники: ERCO The Light Factory (перевод с англ., С.Сизый), Мир дизайна, Точка Опоры, DOCOMOMO New York/Tri-State, Dexigner.

  • Что нужно знать светодизайнеру про биннинг светодиодов

    Цвет излучения светодиодов зависит от химического состава полупроводников и люминофора, которые используются для производства света. Материалы смешиваются в разных пропорциях для того, чтобы получился выбор оттенков. Добиться одинакового цвета и яркости очень сложно, поэтому перед выходом с производства каждая партия светодиодов проходит сортировку - биннинг. Эти параметры не меняется дискретно, и светодиоды объединяют в группу внутри которой их цветность и яркость считается одинаковой, т.е. эти параметры отличаются не более, чем это может заметить человек. Численные показатели, характеризующие цвет обозначается координатами цветности на специальной диаграмме, на которой показаны все возможные цвета, который способен видеть человечек. Какое же отклонение уже будет заметно? Оказывается, порог чувствительности глаза к изменению цветности непостоянен и зависит от цвета, в том числе. Американский ученый Дэвид Льюис МакАдам определил и отметил на диаграмме области, внутри которых цвет можно считать однородным (на рисунке площадь эллипсов увеличена для понимания). В синей области глаз наиболее чувствителен, в то же время оттенок зелёного цвета можно значительно изменить, прежде чем глаз заметит разницу. Для каждой партии светодиодов указывается ее бин, номер, по которому можно точно определить координаты цветности и значение яркости, которое в пределах партии и считается постоянным. Для чего нам эта информация? Если вы покупаете елочную гирлянду, тот небольшое изменение цветности и яркости не помешает, а может даже и усилит желаемый эффект. А вы планируете осветить большое пространство, например белый потолок, отраженным светом, то разноцветные разводы совсем не украсят ваш проект. Даже если производитель указывает цветовую температуру, зрительно вы сможете отличить разницу. Чем строже происходит биновка, тем дороже будут стоить светодиоды. Добросовестный производитель светодиодов, светильников или светодиодной ленты в сопроводительной документации указывает конкретный бин источников света. Это даёт возможность сделать заказ или дозаказать партии осветительного оборудования, в котором установлены светодиоды только одного бина. Светодизайнеру необходимо учитывать это в своих проектах, чтобы избежать неприятных сюрпризов.

  • Скетчинг для светодизайнера

    Скетчинг (от англ. sketch - зарисовка, набросок, эскиз) - это техника рисования быстрых рисунков, которой очень часто пользуются дизайнеры. В некоторых ситуациях, когда скорость важнее реалистичности, а дизайнер и заказчик находятся на одной волне, скетчинг является прекрасным инструментом, позволяющим обсуждать проект и переводить с "дизайнерского" на "человеческий". Speirs Major Light Architecture Делать быстрые рисунки можно в разном стиле, использовать разные материалы - главное как можно точнее передать свою идею клиенту. Roland Jeol Архитекторы и интерьерные дизайнеры обычно пользуются специальными маркерами или карандашами, выполняют скетчи ярко и быстро, оставляя некоторую незавершенность и недосказанность, чтобы иметь возможность обсудить тонкости уже в процессе. Caro Salman В среде европейских светодизайнеров скетчи очень популярны. У нас и заказчики и дизайнеры пока предпочитают визуализацию, но скетчинг уверенными шагами завоевывает мир российского светодизайна. Эта техника обладает определенными преимуществами, самым важным из которых является скорость. В течение одной встречи вы можете набросать несколько вариантов концепции и сразу обсудить их с заказчиком. Siddharth Mathur, Architectural Lighting Designer, Dubai, United Arab Emirates Показать месторасположение светильников, обозначить направление света и распределение яркостей и контрастов - все это можно сделать даже используя в качестве основы готовые чертежи или фотографии объекта. Если вы привыкли работать с современными гаджетами, то можете использовать специальные приложения для создания скетчей. Все это доступно даже для начинающих. Luminosity

bottom of page